По прозрачному льду
Благодаря ясной и холодной погоде (ночью до -19) установился на озерах достаточно прочный и достаточно прозрачный лед. И хотя под ногами временами он трещал, образуя длинные трещины, так как за последние дни уровень воды понизился, ходить по нему было достаточно безопасно.
Изморось образовала белый «пух» в виде перьев, звездочек, цветов и просто отдельных кристаллов. Наивно полагая, что их можно будет смести, я захватила с собой поломойку. Но, увы, кристаллы уже вросли в лед, и очистить его поверхность не получилось.
Впрочем, это не очень помешало, в целом пузырьки воздуха вмерзшие в лед неплохо просматривались.
Прошлый год по такому льду мне удалось увидеть выхухоль на озере Сиротинном. Захотелось в этом году попытать счастья, и, если повезет, то заснять.
Там, где я видела выхухоль прошлый год, мы ее дорожек из пузырьков воздуха 20 и 22 ноября не нашли, впрочем, и свежих следов пребывания на старице бобров — тоже.
Поэтому вчера вместе с Евгением решили посмотреть другие озера, расположенные выше по течению, где мы в 2001 — 2002 гг. выпускали выхухоль.
Сначала обошли озера расположенные на экскурсионном маршруте «Пойма Керженца», а потом я съездила еще и на озеро Вишенское.
Бобры на этих озерах следы своего пребывания в виде дорожек из пузырьков воздуха и ломанного льда оставили, но почему-то совсем не видно было на берегах, в отличие от Керженца, их осенних заготовок и свежих погрызов.
А вот дорожек выхухоли, к сожалению, пока найти не удалось. Хочется верить, что еще может быть повезет.
Дополнение от 26.11.2019
Впрочем, как известно, доказать факт отсутствия вида куда труднее, чем факт его присутствия. И в этом я убедилась на примере оз. Сиротинного. 20 ноября его северо-западную часть осматривала я, а 22 ноября — Евгений. Мы вместе пришли к выводу, что ни бобров, ни выхухоли там нет.
Повторно я вышла на прозрачный лед этого озера 26 ноября. Пузырьки воздуха появляются не только при проплыве подо льдом бобра, ондатры или выхухоли. Разлагающиеся на дне бревна тоже сопровождаются дорожками из пузырьков выделяющегося газа, да и гниение любых других растительных или животных остатков под водой сопровождаются выбросом пузырьков метана.
Когда лед тонкий, разобраться в происхождении пузырьков бывает непросто, образовались ли пузырьки от идущих на дне озера процессов разложения, или на самом деле здесь плавали зверьки. На толстом льду различия заметить проще.
Ярко выраженных дорожек, как на оз.Круглом, здесь не было.
Но в этот день меня ожидал сюрприз: следы грязных лап на льду.
А около нескольких бобровых нор появились промоины.
То ли бобры вернулись с Керженца в свои норы, то ли они до этого в первые сильные морозы отсиживались в своих норах, я так и не поняла. Но от норы к норе шли по льду грязные следы лап, а местами — и хвоста.
Впрочем, кроме крупных следов бобра около одной из нор я заметила и следы небольшого зверька. Но они были смазаны, поэтому я сразу не поняла, кто тут пробегал. Позднее при внимательном рассмотрении фотографий и сопоставлении размеров мы пришли к выводу, что это были следы норки.
Дополнение от 28.11.2019
Сегодня я осмотрела оз. Калачик. Вот тут все по классике. Осенние бобровые погрызы и поваленные деревья, обглоданные ветки в воде, дорожки из пузырьков воздуха ведущие в норы и разломанный лед, тропы бобров на берегу. Но все настолько было «запузырено» бобрами, что сказать однозначно, есть тут выхухоль или нет, я бы не решилась.
А Евгений на другом из озер Керженца заснял следы невиданного зверя. Опытные следопыты решили, что это медведь. Мы готовы согласиться, так как другого разумного объяснения не находим.
Дополнение от 01.12.2019
Сегодня прозрачный лед кончился, за ночь все покрылось снегом. Вопрос о выхухоли остался повисшим в воздухе. 29 ноября я осмотрела старое русло Керженца ниже оз. Сиротинного, Евгений — озера Кости и Красный Яр. На старом русле и на оз. Кости зимуют бобры «по классике», т.е. с большим количеством погрызов на берегу и в воде и сильно «запузыренными» ходами у нор.
30 ноября я успела на велосипеде добраться до старицы у бывшего пос. Черноозерье, где Сергей Витальевич Бакка в этом году при учете околоводных млекопитающих обнаружил следы ее жизнедеятельности.
Но когда я обошла около половины озера, начался дождь со снежной крупой, и у бобровой плотины пришлось повернуть обратно.
Подводя итог экспресс-обследованию по прозрачному льду можно сказать, что из 10 обследованных водоемов с 22 по 30 ноября однозначных следов пребывания выхухоли нам обнаружить не удалось. Наиболее вероятным местом ее обитания показалась старая бобровая нора на озере у бывшего пос. Черноозерье. Поразило обилие жуков плавунцов подо льдом у входа в нору. Ничего подобного у других нор мы не наблюдали. К сожалению, удостовериться, кто на самом деле живет в этой норе, уже не успели, т.к. 30 ноября прозрачный лед кончился.
Вопрос, куда делась выхухоль, для нас пока остался открытым.