День рождения Нотки
Нашему питомцу енотовидной собаке Нотке сегодня исполнилось 5 месяцев. Из беспомощного двухдневного щенка, каким ее подобрали у норы при смене карточки на видеорегистраторе, она превратилась в великолепную, готовую к длинной зимовке енотовидную собаку.
Глядя на самостоятельного крупного зверя, нам трудно поверить, что ее удалось успешно выкормить из крохотного щенка.
В фауне области енотовидная собака присутствует начиная с осени 1936 г., когда она была привезена и выпущена в количестве 49 пар в лесах на правом берегу Керженца в Семеновском районе.
В 2012 году на одной из нор с несколькими выходами фотоловушкой был зарегистрирован лисий выводок. Отмечен был в то же время на тех же норах и визит барсука.
Этой весной с целью поснимать выводок лисиц на норе снова были установлены фото/видео регистраторы. Но зимовал в ней барсук, а потом вместо лисиц нору заняли пара енотовидных собак.
В очередной раз 6 июня с утра пораньше Евгений поехал проверить работу аппаратуры, заменить карты памяти и аккумуляторы. При проверке одного из регистраторов он краем глаза заметил движение, как какой-то зверь нырнул в нору. Пока он доставал фотоаппарат, появилась заходившая в нору енотовидная собака. Заметив человека она вылезла из-под лежавшего у норы ствола дерева с его стороны наблюдать за ним. В зубах у нее был щенок. От удивления собака разинула пасть, уронила свою ношу и подошла ближе.
Убедившись, что зрение ее не обмануло, собака убежала от норы и скрылась в лесу.
Подойдя ближе и заглянув в этот отнорок Евгений никого не увидел, видимо щенок заполз внутрь или его затащила туда пришедшая первой собака.
Сняв давно работавший регистратор он решил переставить его на другой отнорок, но в это время внимание привлек чей-то писк. Подойдя ближе в 1,5 м от норы в углублении Евгений обнаружил крохотного слепого щенка, всего облепленного комарами.
Вернется ли ушедшая в лес собака к норе, и как быстро это произойдет, было не известно, не понятно было также, почему и зачем двухдневных щенков родители вытащили на поверхность, откуда и куда их несли.
Учитывая, что енотовидная собака приносит в среднем около 12 щенков (а бывает, и до 18), не было уверенности, что этого брошенного детеныша родители найдут раньше пернатых и четвероногих хищников. Жаль было холодным утром оставлять беспомощьного щенка, которому необходимы тепло и забота, на съедение комарам и растерзание хищникам. Поэтому Евгений забрал его домой, чтобы попытаться выкормить.
Дома щенка осмотрели. Это оказалась самочка, весом 135 г. Массируя животик и анальное отверстие детенышу помогли помочиться и очистить кишечник.
Потом накормили его свежеприготовленной смесью (молоко с желтком) из шприца и уложили спать в инкубатор, установив температуру на 37 градусов.
Выбирая кличку остановились на Ноте. Говорят, что японцы енотовидную собаку за ее необыкновенное пение (отрывистые посвисты, трели и рулады) называют поющей собакой, а японские эстеты содержат в своих садах вместо обычных певчих птиц. Впрочем, наша Нота нам особых песен не пела.
Используя инкубатор, а затем брудер для цыплят, щенка удалось успешно выкормить. Учитывая вес и время, когда открылись глаза и прорезались зубы, мы пришли к выводу, что родилась Нота 4 июня, и попала к нам в возрасте двух дней.
Когда шприц удалось заменить на небольшую бутылочку, кормление пошло веселее.
С нашей хорюшкой Мотей отношения у Нотки не сложились. Щенок стремился к Моте, но та в ответ только больно кусала его за нос. Сначала мы волновались, чтобы Мотя не задушила Нотку, приняв ее за крысенка. Какое-то время они были почти на равных, но добрее Мотя не стала. А потом пришлось уже заботиться, чтобы Нотка не задушила Мотю в своих жестких играх отомстив за детские обиды. Впрочем, когда Мотя осознала, что соотношение сил изменилось явно не в ее пользу, она покидала свою клетку или убежища под диваном и письменным столом только убедившись в том, что в данный момент дома Нотки нет. Если же Нотка увлекшись игрой забывалась, и совала свой нос в клетку или под диван, то Мотя каждый раз не упускала возможности схватить ее за нос.
Зато Нота с удовольствием играла с нами, с игрушками и внучками Лесей и Алисой. Она знакомилась с окрестностями, на прогулках как маленький кабанчик ворошила носом прелую листву, выискивая муравьев, жуков и слизней. Научилась ловить кузнечиков, а потом и лягушек. Очень любила воду: бродить по мелководью было для нее особым удовольствием. Дома она успешно ловила в тазу карасей, млела ловя капли под капающим краном, быстро прибегала на шум струи воды из шланга.
Ела с кустиков чернику и смородину. Но вот собранным специально для нее ягодам брусники предпочитала кашу или мясо.
От сосисок и колбасы, от Мотиного вискаса и специально для нее купленного Педигри категорически отказывалась, даже не пробуя их на вкус, как впрочем и от специально сваренного для нее куриного бульона. Сыр же выбирала только хороший, и тоже только по запаху. С удовольствием ела арбузы и дыню, а вот предложенный ей банан принимала за собачьи духи и начинала на нем кататься.
Чем старше становилась Нотка, тем осторожнее. Затаивалась и пряталась при появлении на прогулке или дома чужих людей. Она по прежнему приходила ночью к нам спать, ласкалась и с удовольствием играла с нами утром или вечером. Но днем пряталась в сооруженной для нее «норе» или в подвале и категорически отказывалась идти гулять. Если же мы ее уносили на руках, то немного побродив по окрестности, она стремглав убегала домой, в вольеру. И ее опасения были понятны, так как любая встреча с собакой могла закончиться трагично.
Мы переживали, что родившись в июне Нотка не успеет вырасти и накопить достаточно жира для нормальной зимовки. Но наши опасения похоже оказались напрасными. В свои пять месяцев вес Нотки перевалил 7 кг и можно надеяться, что теперь она успешно перезимует. Мы периодически совершали с Нотой экскурсии в лес.
Но когда выпал первый снег Нота отказалась и от прогулок по лесу. Немного побродив она устроилась под поваленной елью, так что пришлось ее уносить на руках.
Мы поняли, что пришло время расставания. Нам осталось познакомить Нотку с родительской норой и посмотреть на ее выбор, предпочтет ли она полную опасностей свободную жизнь, или останется зимовать с нами.