Енотки и серый волк
На барсучьих норах енотовидные собаки появлялись и ранее неоднократно. В 2018 году на одной из них мы подобрали щенка, вырастили и выпустили в ту же нору. После этого наблюдения за енотовидными собаками, или попросту — енотками, стали для нас окрашены личным сопереживанием, т.к. одной из них могла быть наша, ставшая такой родной, Нотка.
Перед выпуском мы пытались пометить ее, одевая ошейник с ватной прокладкой снизу пропитанной перекисью водорода. Обесцвечивание шерсти было заметно только на дневной фотосъемке.
Могли ли обесцветиться сами волосяные луковицы, чтобы в дальнейшем там росла белая шерсть, мы не знаем, но эту енотку с белыми пятнами на подбородке мы принимаем за нашу Нотку. В любом случае она хорошо отличается от других.
Всю зиму они ходили кормиться на кормушку в вольере оленей, вместе с ними поедая калорийный комбикорм, а спать приходили на барсучий городок.
Кормились в вольере оленей енотовидные собаки и раньше, но вот где они живут, оставалось для нас загадкой.
Этой зимой по наблюдениям Сергея Сурова на кормушке в вольере оленей питались уже две пары еноток. Интересно было понять, где живет вторая пара.
Ранее все попытки Евгения тропить барсуков и еноток по весне, чтобы найти новые норы, обычно кончались неудачей. Звери сделав кольцо возвращались в уже известные нам норы, или их следы терялись в ельнике, где снега было меньше, и потому он сходил значительно раньше.
В самой вольере следы еноток затаптывали олени, а за ее пределами то удавалось обнаружить енотку спящей просто под елкой, то следы терялись на пороях кабанов или на дороге…
Мы были уверены, что где-то неподалеку еще есть неизвестные нам норы, где живут и выводят потомство барсуки и енотки. Поэтому и этой весной Евгений в очередной раз пытался тропить енотовидных собак.
При троплении 8 марта следы еноток привели к норе на берегу речки Черной. Евгений, после того, как провалился в воду, тропление приостановил, поскольку предстояло еще несколько километров на лыжах возвращаться домой.
Спустя десять дней при троплении 18 марта следы снова привели к речке Черной. Енотовидные собаки посещали здесь еще одну нору, на которой 8 марта следов еще не было.
По всей видимости эта вторая пара еноток использовала старые норы бобров. Впрочем, дальнейшие наблюдения покажут, являются эти норы только местом временной зимовки, или звери останутся здесь выводить потомство.
Последние наблюдения фото-ловушками показали, что про барсучьи норы, где всю зиму прожила первая пара енотовидных собак, пронюхал волк. Это были первые регистрации серого хищника на известных нам норах за четыре сезона наблюдений.
На регистраторах, установленных у барсучьих нор, ранее отмечали забегавших домашних собак, рысь, медведя. Но волки, неоднократно пробегавшие летом неподалеку по дороге, на этих барсучьих норах были засняты впервые.
Привела сюда крупного хищника, судя по всему, торная тропа енотовидных собак, идущая с барсучьего городка на кормушку в вольере с оленями. На тропе было несколько «туалетов» с экскрементами еноток и много их мочевых меток.
Если бы не было этой кормушки, то еноткам оставалось либо спать в норах до весны, либо бродить по окрестностям в поисках корма, являясь легкой добычей для любого более крупного хищника, начиная с лисы. А так всю зиму звери кормились в вольере оленей, совершая переходы лишь чуть более километра в одну сторону.